Статьи » Воспитание деток
Развитие мелкой моторики
Июль 07, 2013
Развитие мелкой моторики

Мелкая моторика – что это за «зверь» такой и для чего она нужна, спросите вы?Действительно, что означает этот термин?

Моторика – по сути это мышечные сокращения, реакция организма на внешнее раздражение. Она бывает мелкой (ручной) или крупной (общей). Конечно же, для полноценного и правильного развития ребенка, важны они обе. Крупная моторика – для физического развития ребенка. Мелкая – для интеллектуального. Но мы поговорим сейчас о мелкой моторике. Так как же ее развивать?

Мелкая моторика напрямую взаимосвязана с речью ребенка. Чем лучше будут развиты пальчики рук, тем раньше и активнее ребенок начнет произносить слова. Почему? Все очень просто, при воздействии на пальцы рук, в соответствующий отдел головного мозга, поступают импульсы, которые воздействуют так же и на соседние участки мозга человека, в том числе и речевые. Поэтому развивать мелкую моторику малыша важно с самого рождения.

На сегодняшний день существует множество упражнений и игр для развития мелкой моторики. И для любых упражнений нужно выбирать благоприятный настрой ребенка, ведь если ребенок капризен, то и пользы от таких игр не будет. Поэтому если ребенок в начале упражнения заплакал, не настаивайте, отложите упражнение на потом. Постепенно приучайте ребенка к развивающим играм. Играя мелкими предметами с малышом, будьте предельно бдительными!

Следите за тем, что бы малыш их не проглотил.

Итак, какие же упражнения и игры существуют?

1. Пальчиковые игры.

Эти упражнения направлены на воздействие пальчиков рук. Массаж проводят в игровой форме, рассказывая стишки и потешки, что бы привлечь внимание ребенка. Для получения максимального эффекта, необходимо тренировать каждый пальчик в отдельности. При этом движения должны быть не только динамическими (развивающие подвижность пальцев рук), но и расслабляющие (нормализующие мышечный тонус), и статические (удерживание пальцев рук в определенной позе). Это могут быть и простые поглаживания кистей рук, и массирование пальчиков, сжимание и разжимание кулачков, ладушки. Можно использовать сторонние предметы, например, предложить ребенку достать из мешочка игрушку, или покрутить в ладошках маленький шарик (каштан, шишку), перекладывая его из одной руки в другую.

2. Шнуровки, а точнее игра со шнурком.Вроде бы все просто, но какие они бывают и что выбрать? На самом деле шнуровки бывают трех видов: простые шнуровки, где нужно зашнуровать что-либо, например: башмак, пуговицы, и другие цельные предметы. Сюжетные, когда малышу предлагается соединить различные предметы, например: пришить к домику крышу, или сшить лепестки у цветка, а иногда «накормить» червячка яблоком, продевая его в специальные отверстия и т.п. И третий вид шнуровки - мягкие игрушки, где с помощью шнурка предлагается сшить детали, что бы получить игрушку или целую картину. Например: теремок, зайца или лисицу, поляну с цветами и т.п.

3. Мелкие предметы (камушки, бусины, пуговицы, крупа).Здесь полное раздолье для вашей фантазии. Игр с крупами великое множество и все они очень положительно влияют на развитие мелкой моторики. Ведь крупы, макароны и пр., достаточно мелкие и что бы удержать их в пальчиках, нужен определенный навык. Для начала просто дайте познакомится ребенку с крупой (макаронами, бусинами). Пусть малыш опустит руки в крупу, почувствует ее консистенцию, зажмет в кулачках, после попытается отряхнуть ручки. Следующим этапом, спрячьте в крупе любой не большой предмет, пусть малыш попытается его найти. Или возьмите две чашки, одну наполните крупой или фасолью и предложите малышу ложкой переложить содержимое из одной чашки в другую. Макароны, бусины, пуговицы можно нанизывать на шнурок, или просто потрогать, изучить, повертеть в руках, сжать в кулачке. Смешайте бусины и пуговицы, и пусть ребенок рассортирует предметы. Как видите игр с «мелкими предметами» великое множество, наверняка, читая статью, вы сами придумали что-то новенькое.

4. Мозаика. 

Она бывает крупной и мелкой, выбирать нужно в зависимости от возраста ребенка. Чем младше ребенок, тем крупнее должны быть предметы. Мозаика очень хорошо развивает пальчики рук, ведь малышу необходимо научится правильно захватывать (захват «пинцета») «гвоздик» мозаики и вставлять его в отверстие на площадке. Для начала пусть малыш просто научится втыкать гвоздики. Усложняйте задания постепенно, попросите малыша «построить» дорожку, расположив гвоздики мозаики, рядом друг с другом. А после пройтись пальчиками по дорожке. В дальнейшем можно составлять целые мозаичные картины.

5. Рисование и аппликация.

Один из самых простых способов развить мелкую моторику. Для начала можно использовать пальчиковые краски. Пусть малыш «почувствует» их, проведет пальчиками по бумаге и увидит что получилось. Когда малыш научится рисовать пальчиками, предложите ему кисть и раскраску. Для начала это должны быть простые, крупные предметы (животные), по одному на листе. Помогите малышу научиться закрашивать части рисунка, не вылезая за линии. Да, это не так просто, но постепенно пальчики малыша будут «слушаться» все больше и картинки будут получаться все аккуратнее. Рисовать можно как красками, так и карандашами, фломастерами, мелками. В зависимости от выбранного способа рисования, малышу придется научиться различной степени нажима. Ведь что бы нарисовать штрих краской, особого нажима не требуется, а вот рисование карандашом требует большей отдачи от малыша. Рисование это творческий процесс, а значит, ребенок будет развивать не только мелкую моторику.

Аппликация так же поможет малышу углубиться в творческий процесс и развить ловкость рук. Маленькому малышу можно предложить рвать бумагу на части, а потом наклеивать. Для начала пусть это будут его собственные «фигуры», а в дальнейшем помогите малышу придавать им более правильную форму (квадрат, круг, треугольник). Малышу постарше можно предложить вырезать фигуры ножницами и наклеивать их на бумагу. Начните с легких предметов, пусть малыш вырезает их по нарисованному контуру. Для аппликации можно использовать не только бумагу, но и вату, макароны, крупу, бусины и многое другое. Все что позволит вам ваша фантазия.

6. Пластилин, соленое тесто

Лепка так же развивает мелкую моторику. Дайте малышу кусочек теста, пусть ребенок просто подержит его в руках, помнет, отщипнет кусочек. Слепите с малышом из теста колбаски, шарики, колечки, лепешку, постепенно усложняя процесс и соединяя различные детали. Малыш может, как сам лепить и соединять детали, так и с вашей помощью. Пластилин, слоеное тесто так же можно использовать и в сочетании с рисованием, аппликацией. Например: нарисовать яблоко красками, а листочек сделать из теста.

Конечно игр для пальчиков великое множество. Пазлы, лабиринты, сортеры, конструкторы и многое другое, помогает развить мелкую моторику у малыша. Возможно вы сами того не замечая, уже развиваете ее у ребенка. А взяв на вооружение еще несколько не хитрых упражнений, дела пойдут быстрее, и вскоре ребенок удивит вас своими новыми достижениями! Развивая мелкую моторику малыша, не забывайте и о крупной моторике.

По теме
Июль 07, 2013
Восприятие дошкольников
Восприятие – это психический процесс, который самым активным образом развивается у детей раннего возраста, то есть от 1 года и до 3 лет. На полученном опыте происходит построение фундаментальности этого процесса и толчок для развития в дошкольном возрасте. Чувственное восприятие. Этот вид восприятия напрямую зависит от различных видов чувствительности: зрительной, слуховой, тактильной, кинестетической, обонятельной. 1.Зрительное восприятие. Острота зрения к 2-3 годам значительно возрастает, повышается точность цветоразличения.Если к двум годам ребенок хорошо ориентируется в четырех основных цветах (красный, синий, зеленый, желтый), то к четырем годам дошкольник уже не просто знает данные ...
Июль 07, 2013
Первый день рождения
Первый день рождения, пожалуй, самое волнительно событие для родителей. Хочется, его провести незабываемо, весело, что бы память осталась на всю жизнь. Но малыш еще совсем мал, быстро устает, у него свой режим и свои «дела». Так как же провести первый праздник незабываемо, что бы и все были довольны? Конечно, для начала нужно понять что, по сути, торжество нужно родителям, а не ребенку. Ему совершенно все равно и не понятно, что будет или не будет происходить в этот день. Посидите ли вы втроем или пригласите бабушек и дедушек, нет, конечно, он будет рад гостям, это своего рода развлечение для ребенка. Но если вы не можете, по каким-то причинам отметить первый годик в кругу друзей ...
Июль 07, 2013
Тревожность у детей
«Он у нас такой тихий» - говорит одна мама. «Что в этом плохого, сидит себе в сторонке никому не мешает?» - отвечает ей другая. Да, к сожалению, тревожные дети очень удобны для взрослых, как для родителей, так и для педагогов. Но не для самих себя. Они бояться, даже играя сделать что-то не так, это не всегда истинный страх скорее очень сильное беспокойство. Порой у них преобладает сниженное настроение, а порой и детская депрессия. Картина не из веселых, и думаю, вы со мной согласитесь. Однако тревожность может быть различной. Это может быть ситуативная тревожность, и она присутствует в различной мере у всех без исключения нормально развивающихся детей и взрослых. Примером ...
Июль 07, 2013
Укладываем ребенка спать
Довольно часто встречается проблема уложить спать малыша. Особенно сложно это сделать вечером, когда вся семья собирается дома и эмоции, переполняют ребенка через край. Кто-то из родителей не обращает внимания на нежелание детки идти спать и ребенок ложиться в постель поздно вместе с взрослыми. С одной стороны - ничего особенного. Кроха устал и засыпает в один миг. Однако утром плачь, крики, истерики, недовольство. Еще бы, для полноценного сна необходимо еще 2-3 часа отдыха, желательно спокойного. Кстати, переутомление не проходит, а словно снежный ком нарастает и дает о себе знать не послушанием, капризами и несговорчивостью ребенка. Если это ваш случай, подумайте, может у ребенка должен быть ...