Статьи » Детская психология
Старший ребенок в семье - самый сообразительный?
Август 01, 2013
Старший ребенок в семье - самый сообразительный?

Существует немало псевдопсихологических книг, пытающихся объяснить зависимость интеллектуальных способностей ребенка от его порядка рождения в семье. Все они сильно преувеличивают связь между этими двумя явлениями. Однако в том, что такая связь существует, нет сомнений. Первенцы в семье, как правило, раньше начинают говорить, более активны, лучше учатся в школе и чаще демонстрируют более высокие результаты в тестах на интеллект. Разобраться, как на самом деле обстоит с порядком рождения и его влиянием на интеллект ребенка, исследователям удалось в 70-е годы XX века.

В начале семидесятых в Нидерландах осуществлялся крупный исследовательский проект. Предполагалось изучить влияние недостаточного питания на интеллектуальные способности детей, родившихся в конце Второй мировой войны. Частью этого исследования был тест Равена на интеллектуальное развитие: его выполнили 350000 голландских мужчин в возрасте 19 лет. Двое исследователей, работавших над этим проектом, совершенно неожиданно для себя увидели тесную связь между порядком рождения испытуемого и его результатами теста: чем больше у испытуемого старших братьев или сестер, тем были ниже его показатели по тесту Равена.

Трактовку этим данным дали другие ученые – Роберт Зайонц и Грегори Маркус. Они предположили, что дети имеют более высокие интеллектуальные возможности, если вырастают в окружении, которое стимулирует их развитие. Ученые предложили ввести такой показатель, как средний коэффициент интеллекта семьи. Когда пара заводит ребенка, интеллектуальный климат семьи создается двумя взрослыми и одним младенцем. Если считать, что каждый взрослый имеет условную оценку в 100 пунктов (это не коэффициент интеллекта, а условная шкала), то новорожденный – в 0 пунктов. Следовательно, чтобы вычислить средний интеллектуальный уровень семьи, необходимо сложить интеллектуальный вклад всех членов семьи и разделить на их количество. В семье с новорожденным это будет 67 (то есть, 100 + 100 + 0 / 3 = 67). Теперь предположим, что вклад ребенка в интеллектуальный климат семьи каждый год увеличивается на 5 пунктов. Если в этой семье через 2 года родится второй ребенок, то общий интеллектуальный уровень семьи будет составлять уже 52,5 пунктов.

Но значит ли это, что чем больше детей, тем сильнее «тупеет» семья? Если создать модель, в которой каждые два года в семье будет появляться новый ребенок, то становится видно, что интеллектуальный уровень семьи падает до рождения пятого ребенка, а потом медленно начинает идти вверх.

Впрочем, на воспитание пятерых (и более) детей готова далеко не каждая семья. Но означает ли такая динамика интеллектуального развития, что чем меньше в семье детей, тем лучше это сказывается на их умственных способностях. Как выяснилось, не совсем. В голландском исследовании сказался так называемый «эффект единственного ребенка». Оценки единственных детей по тесту Равена в среднем находились на одном уровне с результатами старших детей в семьях с четырьмя детьми.

По теме
Август 01, 2013
Стили воспитания и их влияние на ребенка
В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная родителями система воспитания. Имеются в виду цели и методы. На их основе можно выделить четыре тактики воспитания, которым соответствуют четыре типа взаимоотношений в семье: диктат, опека, невмешательство, сотрудничество. Диктатура Диктат в семье проявляется в систематическом подавлении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других. Сказанное не означает, что родители не должны предъявлять никаких требований к ребенку. Однако те, кто всему предпочитает приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы ...
Июль 31, 2013
Детская психология
До начала XIX века детство воспринималось не как полноценный этап человеческого развития, а как неразвитость, невыраженность взрослых качеств и черт. Как самостоятельная область знаний детская психология оформилась всего чуть больше сотни лет назад. Детская психология, занимающаяся изучением психического и умственного развития ребенка, познавательных процессов, формированием различных типов деятельности, тесно соприкасается с педагогикой.В развитии ребенка выделяются следующие возрастные периоды. Младенческий возраст: от рождения до года. Ранний возраст: от 1 года до 3 лет. Дошкольный возраст: от 3 до 7 лет. Младший школьный возраст: от 7 до 10 лет. Подростковый возраст: с 11-12 до 14-15 ...
Июль 31, 2013
Возрастные задачи развития у детей
Каждому возрасту ребенка соответствуют свои задачи развития. Их выполнение является необходимым условием нормального развития ребенка. Вот основные навыки, которыми должен овладеть ребенок в определенный период. Младенчество (от рождения до года) Развиваются основные двигательные способности и зачатки речи, появляется понимание того, что люди и предметы существуют, даже если их не видно, возникает чувство привязанности к одному или нескольким людям. Раннее детство (1-3 года) Происходит дальнейшее развитие речи и двигательных способностей, возникает и совершенствуется речь, посредством игры происходит изучение мира и обучение, возникают зачатки самоконтроля. Дошкольный возраст (3-6 лет) Происходит ...
Август 01, 2013
Критические и стабильные периоды
Большинство специалистов делит детство на различные периоды. По какому признаку – отдельный вопрос. По одной из наиболее авторитетных классификаций, принадлежащей Л.Выготскому, периодизация психического развития ребенка происходит на основе ведущей деятельности. Что это значит? Ведущая деятельность на определенном этапе является смыслообразующей. В ее контексте складываются отношения со взрослыми и со сверстниками. Осваивая ведущую деятельность, ребенок приобретает новые навыки и способности, которые называются «новообразования возраста» - например, умение говорить, умение ходить. На каждом из этапов психического развития ведущая деятельность имеет решающее значение. При этом ...