Статьи » Детская психология
Старший ребенок в семье - самый сообразительный?
Август 01, 2013
Старший ребенок в семье - самый сообразительный?

Существует немало псевдопсихологических книг, пытающихся объяснить зависимость интеллектуальных способностей ребенка от его порядка рождения в семье. Все они сильно преувеличивают связь между этими двумя явлениями. Однако в том, что такая связь существует, нет сомнений. Первенцы в семье, как правило, раньше начинают говорить, более активны, лучше учатся в школе и чаще демонстрируют более высокие результаты в тестах на интеллект. Разобраться, как на самом деле обстоит с порядком рождения и его влиянием на интеллект ребенка, исследователям удалось в 70-е годы XX века.

В начале семидесятых в Нидерландах осуществлялся крупный исследовательский проект. Предполагалось изучить влияние недостаточного питания на интеллектуальные способности детей, родившихся в конце Второй мировой войны. Частью этого исследования был тест Равена на интеллектуальное развитие: его выполнили 350000 голландских мужчин в возрасте 19 лет. Двое исследователей, работавших над этим проектом, совершенно неожиданно для себя увидели тесную связь между порядком рождения испытуемого и его результатами теста: чем больше у испытуемого старших братьев или сестер, тем были ниже его показатели по тесту Равена.

Трактовку этим данным дали другие ученые – Роберт Зайонц и Грегори Маркус. Они предположили, что дети имеют более высокие интеллектуальные возможности, если вырастают в окружении, которое стимулирует их развитие. Ученые предложили ввести такой показатель, как средний коэффициент интеллекта семьи. Когда пара заводит ребенка, интеллектуальный климат семьи создается двумя взрослыми и одним младенцем. Если считать, что каждый взрослый имеет условную оценку в 100 пунктов (это не коэффициент интеллекта, а условная шкала), то новорожденный – в 0 пунктов. Следовательно, чтобы вычислить средний интеллектуальный уровень семьи, необходимо сложить интеллектуальный вклад всех членов семьи и разделить на их количество. В семье с новорожденным это будет 67 (то есть, 100 + 100 + 0 / 3 = 67). Теперь предположим, что вклад ребенка в интеллектуальный климат семьи каждый год увеличивается на 5 пунктов. Если в этой семье через 2 года родится второй ребенок, то общий интеллектуальный уровень семьи будет составлять уже 52,5 пунктов.

Но значит ли это, что чем больше детей, тем сильнее «тупеет» семья? Если создать модель, в которой каждые два года в семье будет появляться новый ребенок, то становится видно, что интеллектуальный уровень семьи падает до рождения пятого ребенка, а потом медленно начинает идти вверх.

Впрочем, на воспитание пятерых (и более) детей готова далеко не каждая семья. Но означает ли такая динамика интеллектуального развития, что чем меньше в семье детей, тем лучше это сказывается на их умственных способностях. Как выяснилось, не совсем. В голландском исследовании сказался так называемый «эффект единственного ребенка». Оценки единственных детей по тесту Равена в среднем находились на одном уровне с результатами старших детей в семьях с четырьмя детьми.

По теме
Август 01, 2013
Стили воспитания и их влияние на ребенка
В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная родителями система воспитания. Имеются в виду цели и методы. На их основе можно выделить четыре тактики воспитания, которым соответствуют четыре типа взаимоотношений в семье: диктат, опека, невмешательство, сотрудничество. Диктатура Диктат в семье проявляется в систематическом подавлении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других. Сказанное не означает, что родители не должны предъявлять никаких требований к ребенку. Однако те, кто всему предпочитает приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы ...
Август 01, 2013
Способности ребенка: врожденное или приобретенное?
Способности – это психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, навыков, умений. Один из самых сложных вопросов – о происхождении способностей: врожденные они или все-таки формируются при жизни? Ответы, которые дают исследователи на эти вопросы, противоречивы. Можно столкнуться с высказываниями вроде: «Музыкантом (математиком, поэтом) надо родиться» и с совершенно противоположными: «Талант – это 1% способностей и 99% пота». У каждой точки зрения есть свои доказательства. Способности – это врожденное 1. Считается, что доказательством врожденности способностей (то есть, их получения по наследству) является ...
Июль 31, 2013
Возрастные задачи развития у детей
Каждому возрасту ребенка соответствуют свои задачи развития. Их выполнение является необходимым условием нормального развития ребенка. Вот основные навыки, которыми должен овладеть ребенок в определенный период. Младенчество (от рождения до года) Развиваются основные двигательные способности и зачатки речи, появляется понимание того, что люди и предметы существуют, даже если их не видно, возникает чувство привязанности к одному или нескольким людям. Раннее детство (1-3 года) Происходит дальнейшее развитие речи и двигательных способностей, возникает и совершенствуется речь, посредством игры происходит изучение мира и обучение, возникают зачатки самоконтроля. Дошкольный возраст (3-6 лет) Происходит ...
Август 01, 2013
Психологическая подготовка к школе
Психологическая готовность к школе – это как снежный человек. Все о ней слышали. Все знают, что это какая-то важная штука, которую проверяют психологи какими-то хитрыми тестами. О ней то и дело говорят в крутых школах и гимназиях, но что это такое, толком никто не представляет. Вот с арифметикой или чтением все куда проще – читать и писать теперь принято прямо с пеленок. И если по какой-то нелепой случайности до пяти-шести лет ребенок этому не научился, то за год перед школой его с легкостью обучат этим премудростям на любых курсах по подготовке к школе или в детском саду. Но как же все-таки быть с психологией? Что представляет собой загадочная психологическая готовность к школе, ...