Статьи » Детская психология
Старший ребенок в семье - самый сообразительный?
Август 01, 2013
Старший ребенок в семье - самый сообразительный?

Существует немало псевдопсихологических книг, пытающихся объяснить зависимость интеллектуальных способностей ребенка от его порядка рождения в семье. Все они сильно преувеличивают связь между этими двумя явлениями. Однако в том, что такая связь существует, нет сомнений. Первенцы в семье, как правило, раньше начинают говорить, более активны, лучше учатся в школе и чаще демонстрируют более высокие результаты в тестах на интеллект. Разобраться, как на самом деле обстоит с порядком рождения и его влиянием на интеллект ребенка, исследователям удалось в 70-е годы XX века.

В начале семидесятых в Нидерландах осуществлялся крупный исследовательский проект. Предполагалось изучить влияние недостаточного питания на интеллектуальные способности детей, родившихся в конце Второй мировой войны. Частью этого исследования был тест Равена на интеллектуальное развитие: его выполнили 350000 голландских мужчин в возрасте 19 лет. Двое исследователей, работавших над этим проектом, совершенно неожиданно для себя увидели тесную связь между порядком рождения испытуемого и его результатами теста: чем больше у испытуемого старших братьев или сестер, тем были ниже его показатели по тесту Равена.

Трактовку этим данным дали другие ученые – Роберт Зайонц и Грегори Маркус. Они предположили, что дети имеют более высокие интеллектуальные возможности, если вырастают в окружении, которое стимулирует их развитие. Ученые предложили ввести такой показатель, как средний коэффициент интеллекта семьи. Когда пара заводит ребенка, интеллектуальный климат семьи создается двумя взрослыми и одним младенцем. Если считать, что каждый взрослый имеет условную оценку в 100 пунктов (это не коэффициент интеллекта, а условная шкала), то новорожденный – в 0 пунктов. Следовательно, чтобы вычислить средний интеллектуальный уровень семьи, необходимо сложить интеллектуальный вклад всех членов семьи и разделить на их количество. В семье с новорожденным это будет 67 (то есть, 100 + 100 + 0 / 3 = 67). Теперь предположим, что вклад ребенка в интеллектуальный климат семьи каждый год увеличивается на 5 пунктов. Если в этой семье через 2 года родится второй ребенок, то общий интеллектуальный уровень семьи будет составлять уже 52,5 пунктов.

Но значит ли это, что чем больше детей, тем сильнее «тупеет» семья? Если создать модель, в которой каждые два года в семье будет появляться новый ребенок, то становится видно, что интеллектуальный уровень семьи падает до рождения пятого ребенка, а потом медленно начинает идти вверх.

Впрочем, на воспитание пятерых (и более) детей готова далеко не каждая семья. Но означает ли такая динамика интеллектуального развития, что чем меньше в семье детей, тем лучше это сказывается на их умственных способностях. Как выяснилось, не совсем. В голландском исследовании сказался так называемый «эффект единственного ребенка». Оценки единственных детей по тесту Равена в среднем находились на одном уровне с результатами старших детей в семьях с четырьмя детьми.

По теме
Август 01, 2013
Демонстративный ребенок
Демонстративность - особенность личности, связанная с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих. Ребенок, обладающий этим свойством, ведет себя манерно. Его утрированные эмоции служат средством достижения главной цели - обратить на себя внимание, получить ободрение. Если для ребенка с высокой тревожностью основная проблема - постоянное неодобрение взрослых, то для демонстративного ребенка - недостаток похвалы. При этом демонстративный ребенок часто проявляет негативистские эмоции. Негативизм распространяется не только на нормы школьной дисциплины, но и на учебные требования учителя. Не принимая учебные задачи, периодически «выпадая» из процесса обучения, ребенок ...
Август 01, 2013
Подростковый кризис
Когда начинается и когда заканчивается подростковый кризис?  В среднем (для климатической зоны Северной Европы и северо-запада России): 11-16 лет — у девочек и 12-18 лет — у мальчиков. Но на практике все происходит сугубо индивидуально. В качестве пикантности: подростку Достоевского из одноименного романа — двадцать один год. Не слабо, как говорят сами подростки, не правда ли? В целом, у девочек подростковый кризис протекает в более мягкой форме, наступает раньше и кончается быстрее, чем у мальчиков. Может быть, это связано с тем, что требования к самоопределению юношей и мужчин в нашем обществе традиционно жестче, чем аналогичные позиции для девушек и женщин. И все ...
Август 01, 2013
Способности ребенка: врожденное или приобретенное?
Способности – это психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, навыков, умений. Один из самых сложных вопросов – о происхождении способностей: врожденные они или все-таки формируются при жизни? Ответы, которые дают исследователи на эти вопросы, противоречивы. Можно столкнуться с высказываниями вроде: «Музыкантом (математиком, поэтом) надо родиться» и с совершенно противоположными: «Талант – это 1% способностей и 99% пота». У каждой точки зрения есть свои доказательства. Способности – это врожденное 1. Считается, что доказательством врожденности способностей (то есть, их получения по наследству) является ...
Август 01, 2013
Стили воспитания и их влияние на ребенка
В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная родителями система воспитания. Имеются в виду цели и методы. На их основе можно выделить четыре тактики воспитания, которым соответствуют четыре типа взаимоотношений в семье: диктат, опека, невмешательство, сотрудничество. Диктатура Диктат в семье проявляется в систематическом подавлении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других. Сказанное не означает, что родители не должны предъявлять никаких требований к ребенку. Однако те, кто всему предпочитает приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы ...