Статьи » Детская психология
Стили воспитания и их влияние на ребенка
Август 01, 2013
Стили воспитания и их влияние на ребенка

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная родителями система воспитания. Имеются в виду цели и методы. На их основе можно выделить четыре тактики воспитания, которым соответствуют четыре типа взаимоотношений в семье: диктат, опека, невмешательство, сотрудничество.

Диктатура

Диктат в семье проявляется в систематическом подавлении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других. Сказанное не означает, что родители не должны предъявлять никаких требований к ребенку. Однако те, кто всему предпочитает приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если детское сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, - все это гарантия серьезных неудач формирования его личности.

Гиперопека

Основным родительским интересом становится удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей, забот. Именно такие дети оказываются наиболее неприспособленными к жизни в коллективе. Ведь родители по сути изолируют свое чадо от реальности, не прививают им навыков решения проблем, а нередко – и навыков коммуникации со сверстниками и взрослыми.

Как раз эти дети, которым, казалось бы, не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека – заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи.

Невмешательство

Пассивные родители часто выбирают невмешательство. При этой тактике в доме словно параллельно сосуществуют два мира – взрослых и детей. Причем ни тем, ни другим не следует переходить намеченную границу. В отличие от гиперопеки, такой подход называется гипоопека. Детям, жизнью которых не слишком интересовались родители, свойственно демонстративное поведение, вызванное дефицитом внимания.

Сотрудничество

Этот тип взаимоотношений строится на совместной деятельности детей и взрослых. Такая семья существует как единый организм, в котором личные задачи опосредуются коллективными. В семьях, избирающих сотрудничество существует гибкая система наказаний и похвалы. Родители предоставляют ребенку право быть самостоятельным в каких-то областях своей жизни; не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнения обязанностей.  В такой семье у ребенка есть наибольшие шансы приобрести нормальную самооценку, умение адаптироваться к реальной жизни и навыки общения.

По теме
Август 01, 2013
Психологическая подготовка к школе
Психологическая готовность к школе – это как снежный человек. Все о ней слышали. Все знают, что это какая-то важная штука, которую проверяют психологи какими-то хитрыми тестами. О ней то и дело говорят в крутых школах и гимназиях, но что это такое, толком никто не представляет. Вот с арифметикой или чтением все куда проще – читать и писать теперь принято прямо с пеленок. И если по какой-то нелепой случайности до пяти-шести лет ребенок этому не научился, то за год перед школой его с легкостью обучат этим премудростям на любых курсах по подготовке к школе или в детском саду. Но как же все-таки быть с психологией? Что представляет собой загадочная психологическая готовность к школе, ...
Июль 31, 2013
Этапы умственного развития ребенка
Большинство теорий развития признает, что человек развивается стадиально, то есть, для того, чтобы достичь зрелости, он должен последовательно пройти несколько стадий. Для описаний умственного развития ребенка существует несколько схем. Одни исследователи считают, что умственное развитие – это непрерывная и неизменная последовательность стадий, каждая из которых подготовлена предыдущей. Другие доказывают, что эволюция ребенка – это последовательность реорганизаций, включающих добавление или подавление каких-либо функций в определенные моменты. Мы остановимся на теории Пиаже.Выделяются три крупные стадии интеллектуального развития ребенка. Сенсомоторная стадия (с момента рождения ...
Август 01, 2013
Демонстративный ребенок
Демонстративность - особенность личности, связанная с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих. Ребенок, обладающий этим свойством, ведет себя манерно. Его утрированные эмоции служат средством достижения главной цели - обратить на себя внимание, получить ободрение. Если для ребенка с высокой тревожностью основная проблема - постоянное неодобрение взрослых, то для демонстративного ребенка - недостаток похвалы. При этом демонстративный ребенок часто проявляет негативистские эмоции. Негативизм распространяется не только на нормы школьной дисциплины, но и на учебные требования учителя. Не принимая учебные задачи, периодически «выпадая» из процесса обучения, ребенок ...
Июль 31, 2013
Возрастные задачи развития у детей
Каждому возрасту ребенка соответствуют свои задачи развития. Их выполнение является необходимым условием нормального развития ребенка. Вот основные навыки, которыми должен овладеть ребенок в определенный период. Младенчество (от рождения до года) Развиваются основные двигательные способности и зачатки речи, появляется понимание того, что люди и предметы существуют, даже если их не видно, возникает чувство привязанности к одному или нескольким людям. Раннее детство (1-3 года) Происходит дальнейшее развитие речи и двигательных способностей, возникает и совершенствуется речь, посредством игры происходит изучение мира и обучение, возникают зачатки самоконтроля. Дошкольный возраст (3-6 лет) Происходит ...