Статьи » Конфликтология
Анализ конфликта
Август 01, 2013
Анализ конфликта

Любой конфликт – это столкновение интересов. По количеству участников конфликты можно классифицировать на:

-внутриличностные (столкновение противоречащих друг другу убеждений, интересов)

- межличностные (между двумя людьми)

- групповые (между неформальными малыми группами)

- конфликты в организациях

- межгрупповые конфликты между большими социальными группами: политические, военные, культурные.

Структура конфликта

Любой конфликт не может обойтись без нескольких составляющих.

Конфликтующие стороны. Как минимум, их две в любом конфликте. Также бывают и многосторонние конфликты. Кроме сторон, в столкновении могут быть замешаны и другие участники: сочувствующие, провокаторы, примирители, консультанты, жертвы.

Зона разногласий. Конфликт возникает только при наличии предмета спора. Им может оказаться факт, решение или вопрос (или несколько), вызвавший разногласия. Истинная причина конфликта не всегда лежит на поверхности. Нередко сами стороны плохо себе ее представляют, считая, что конфликт разгорелся из-за пустяка. На деле оказывается, что этот пустяк оказался выражением более глубинных расхождений, которые остались неосознанными.

Представления о ситуации. Каждый из участников конфликта составляет собственное представление из ситуации, сложившейся в зоне разногласий. Эти представления не совпадают, что и создает почву для столкновения. Но для возникновения конфликта не имеет значения действительно ли ситуация такова, как видят ее стороны.

Мотивы. На основе представлений, установок и интересов каждой из конфликтующих сторон, складываются соответствующие мотивы – стремления, побуждения к действиям. Мотивы могут быть как осознанными, так и неосознанными.

Действия. Направлены на то, чтобы помешать противоположной стороне достичь ее целей.

Почему конфликт не кончается

Всякий конфликт существует потому, что люди затрачивают энергию на его поддержание: отдают ему душевные силы, здоровье, время. Прекратить любой конфликт просто: достаточно перестать им заниматься. Если только в зоне разногласий не оказываются жизненно важные для участников ценности. Но помимо них существует ряд иллюзий, мешающих людям прекратить конфликт.

Иллюзия «выигрыша – проигрыша». Когда конфликт разгорелся из-за двух несовместимых ценностей, складывается впечатление, что выбрать можно только одну из них. Отсюда и появляются лозунги вроде «Победа любой ценой». Фактически же есть и другие варианты развития ситуации, ведущие как к проигрышу обеих сторон, так и к компромиссному решению.

Иллюзия самооправдания. Мы склонны оправдывать свое поведение, считать свои убеждения единственно верными. Это касается как отдельных людей, так и групп. Поэтому в конфликте они считают, что борются за некое «правое дело».

Иллюзия плохого человека. Тот, кто действует не так, как бы нам хотелось, нарушает наши интересы, вызывает неприязнь. И поэтому автоматически начинает считаться плохим, врагом.

 

По теме
Август 01, 2013
Конфликтология
Конфликты – столкновения интересов – существовуют столько, сколько существует человечество. Но как наука конфликтология возникла только в 20 веке. Ее цель – прежде всего решение любых практических вопросов, связанных с разрешением конфликтов: как вести себя с конфликтными личностями? Как выйти из конфликта? Как бороться с манипуляторами? Также конфликтология занимается и теоретическими проблемами, связанными со структурой и разновидностями любых конфликтов – от столкновений между крупными группами до внутренних конфликтов, присущих каждому из нас.  
Август 01, 2013
Что затрудняет общение
Доводилось ли вам когда-либо в ходе вашего рассказа о какой-то проблеме быть прерванным подобным замечанием: "По-вашему, это плохо? Вот я вам расскажу сейчас о случае со мной, когда..."? После чего вмешавшийся переводит разговор на себя, оставляя вас невыслушанным и забытым. Нет ничего легче, чем закрыть или охладить разговор. Сознательно или бессознательно мы делаем это постоянно. Существуют так называемые «саботажники общения», которые подрывают нашу коммуникацию с другими. Какими из них вы активно пользуетесь? Саботажникобщения Пример Кто делает это?Вы  /  Другие УГРОЗЫ(Вызывают страх, подчинение, обиду, враждебность) "Если ...
Август 01, 2013
Конфликтные личности
Есть люди, общение с которыми чревато конфликтами для большинства тех, кому довелось с ними столкнуться. Но в то же время существуют разнообразные способы преодоления проблем, возникающих в общении с такими людьми. Наиболее явными из «трудных людей» являются грубые, резкие, открыто агрессивные люди. Для выбора адекватного способа обращения с ними важно понимать причины их поведения. Грубиян-«танк» идет напролом, не обращая внимания на то, что попадается по пути. Он часто не слышит, что вы говорите. Лучшее, что можно сделать – это уклониться от встречи с ним. Если это невозможно, то надо подготовиться к этой встрече, и прежде всего эмоционально. Важно заранее ...
Август 01, 2013
Манипуляции на переговорах
Умение выработать в себе иммунитет против чужих влияний – важная составляющая успешных переговоров. Давление может быть как в открытой, так и в скрытой форме. В последнем случае это – чистой воды манипуляция. К таким приемам относятся, например, ссылка на авторитет, выдергивание из контекста отдельных фраз, искажающих смысл, шутки-высмеивания, лесть. Вот список типичных манипуляций, основанных на «правилах приличия»: - Патетическая просьба «войти в положение». Ожидаемая реакция – вызвать благосклонность и великодушие. Способ противодействия: не брать на себя обязательств. - Создается видимость того, что позиция оппонента слишком сложна для понимания. Ожидаемая ...