Статьи » Конфликтология
Что затрудняет общение
Август 01, 2013
Что затрудняет общение

Доводилось ли вам когда-либо в ходе вашего рассказа о какой-то проблеме быть прерванным подобным замечанием: "По-вашему, это плохо? Вот я вам расскажу сейчас о случае со мной, когда..."? После чего вмешавшийся переводит разговор на себя, оставляя вас невыслушанным и забытым.

Нет ничего легче, чем закрыть или охладить разговор. Сознательно или бессознательно мы делаем это постоянно.

Существуют так называемые «саботажники общения», которые подрывают нашу коммуникацию с другими. Какими из них вы активно пользуетесь?

Саботажник
общения

Пример

Кто делает это?
Вы  /  Другие

УГРОЗЫ
(Вызывают страх, подчинение, обиду, враждебность)

"Если вы не можете вовремя приходить на работу, нам придется подумать о возможности вашего увольнения"; "Делайте, как сказано, или..."

 

ПРИКАЗЫ
(Когда мы прибегаем к власти над другими)

"Срочно зайдите ко мне в кабинет"; "Не спрашивайте почему, делайте так, как вам сказано".

 

КРИТИКА
(Негативная)

"Вы недостаточно прилежно работаете". "Вы постоянно жалуетесь".

 

ОСКОРБИТЕЛЬНЫЕ ПРОЗВИЩА

"Такое может сказать только идиот": "Ну ты просто дурак"; "Чего еще можно ожидать от бюрократа?"

 

СЛОВА-"ДОЛЖНИКИ"

"Вы должны вести себя более ответственно". "Вы должны смотреть на факты"; "Вы не должны так сердиться".

 

СОКРЫТИЕ ВАЖНОЙ ИНФОРМАЦИИ
(Реплика-ловушка)

"Вам этот проект придется по душе" - не сказав, что с ним связано.

 

ДОПРОС

"Сколько часов у вас ушло на это?"; "Во сколько это обошлось?"; "Почему ты так поздно?"; "Чем ты занимаешься?"

 

ПОХВАЛА С ПОДВОХОМ

"У вас так хорошо получаются отчеты, вы не напишите еще один?"

 

ДИАГНОЗ МОТИВОВ ПОВЕДЕНИЯ

"Вы одержимы собственническим инстинктом"; "У вас никогда не хватало инициативы".

 

НЕСВОЕВРЕМЕННЫЕ СОВЕТЫ
(Когда человек просто хочет быть выслушанным)

"Если бы ты навел порядок на своем письменном столе, у тебя не было бы причин для паники"; "Почему ты не сделал это вот так?";

 

УБЕЖДЕНИЕ ЛОГИКОЙ

"Нечего тут расстраиваться. Все это довольно логично".

 

ОТКАЗ ОТ ОБСУЖДЕНИЯ ВОПРОСА

"Нечего тут обсуждать. Я не вижу здесь проблемы".

 

СМЕНА ТЕМЫ

"Очень интересно... Я смотрел вчера смешной фильм..."

 

СОРЕВНОВАНИЕ

- Я попал на прошлой неделе в ужасную аварию...
- Это что, ты бы посмотрел на мою...

 

УСПОКОЕНИЕ ОТРИЦАНИЕМ

"Не нервничай", "Не волнуйся, все образуется"; "Все пройдет"; "Ты прекрасно выглядишь".

 

«Саботажники общения», подобные вышеприведенным, знакомы многим и легко убеждают нас, что основные требования, предъявляемые к нормальному человеческому общению, в данном случае не соблюдаются. Быть может, впечатление, полученное от подобных замечаний, было вовсе не преднамеренным. Быть может, более осторожный подбор слов произвел бы более позитивное впечатление; однако и это не очень поможет в том случае, если подлинная преграда к общению заключается в вашем общем отношении к данному человеку.

Если вы хотите, чтобы ваши отношения с людьми были хорошими, ваша манера общения должна передавать им, что вы:

- расцениваете их как равных и не собираетесь подчинять их своей воле;

- уважаете их право на личное мнение и не собираетесь всеми правдами или неправдами убедить их встать на вашу точку зрения;

- уважаете и цените их решения и не будете перечеркивать их;

- уважаете их ценности и опыт.

Проанализируйте свой стиль общения, когда вам кажется, что вы отрезаны или заблокированы. Какие ваши действия вызвали у других такую реакцию? Что они сделали, чтобы вызвать у вас эту реакцию? И помните, что никогда не поздно улучшить свои навыки общения.

 

По теме
Август 01, 2013
Конфликтология
Конфликты – столкновения интересов – существовуют столько, сколько существует человечество. Но как наука конфликтология возникла только в 20 веке. Ее цель – прежде всего решение любых практических вопросов, связанных с разрешением конфликтов: как вести себя с конфликтными личностями? Как выйти из конфликта? Как бороться с манипуляторами? Также конфликтология занимается и теоретическими проблемами, связанными со структурой и разновидностями любых конфликтов – от столкновений между крупными группами до внутренних конфликтов, присущих каждому из нас.  
Август 01, 2013
Стресс
Практически неизбежное последствие любого конфликта – стресс. Его неприятные признаки (повышенная возбудимость, невозможность сосредоточиться, а затем чувство беспричинной усталости и пр.) проявляются мгновенно и видны невооруженным глазом. Слово «стресс» в переводе с английского означает «напряжение». В научный оборот этот термин введен в 1936 году канадским физиологом Гансом Селье, разработавшим общую концепцию стресса как приспособительной реакции организма на воздействие экстремальных факторов. Необыкновенная популярность как самой конsцепции, так и самого понятия «стресс» возникла благодаря тому, что они помогают легко объяснить многие явления нашей ...
Август 01, 2013
Конфликты в организациях
Обычно конфликт воспринимается как сбой в работе организации. С одной стороны он действительно нарушает нормальную деятельность. Но с другой стороны именно наличие конфликтов свидетельствует о том, что организация развивается, а не стоит на месте, медленно загнивая и разваливаясь. По составу конфликты в организациях можно разделить на 3 группы: - конфликт личность – личность - конфликт группа – группа - конфликт группа – личность Но для анализа конфликта удобнее их классифицировать по источникам. Структурные конфликты Конфликты между подразделениями, в которых нарушаются интересы одного из них. Таким может быть, например, конфликт между бухгалтерией и  рекламным отделом. Инновационные ...
Август 01, 2013
Анализ конфликта
Любой конфликт – это столкновение интересов. По количеству участников конфликты можно классифицировать на: -внутриличностные (столкновение противоречащих друг другу убеждений, интересов) - межличностные (между двумя людьми) - групповые (между неформальными малыми группами) - конфликты в организациях - межгрупповые конфликты между большими социальными группами: политические, военные, культурные. Структура конфликта Любой конфликт не может обойтись без нескольких составляющих. Конфликтующие стороны. Как минимум, их две в любом конфликте. Также бывают и многосторонние конфликты. Кроме сторон, в столкновении могут быть замешаны и другие участники: сочувствующие, провокаторы, примирители, ...