Статьи » Конфликтология
Что затрудняет общение
Август 01, 2013
Что затрудняет общение

Доводилось ли вам когда-либо в ходе вашего рассказа о какой-то проблеме быть прерванным подобным замечанием: "По-вашему, это плохо? Вот я вам расскажу сейчас о случае со мной, когда..."? После чего вмешавшийся переводит разговор на себя, оставляя вас невыслушанным и забытым.

Нет ничего легче, чем закрыть или охладить разговор. Сознательно или бессознательно мы делаем это постоянно.

Существуют так называемые «саботажники общения», которые подрывают нашу коммуникацию с другими. Какими из них вы активно пользуетесь?

Саботажник
общения

Пример

Кто делает это?
Вы  /  Другие

УГРОЗЫ
(Вызывают страх, подчинение, обиду, враждебность)

"Если вы не можете вовремя приходить на работу, нам придется подумать о возможности вашего увольнения"; "Делайте, как сказано, или..."

 

ПРИКАЗЫ
(Когда мы прибегаем к власти над другими)

"Срочно зайдите ко мне в кабинет"; "Не спрашивайте почему, делайте так, как вам сказано".

 

КРИТИКА
(Негативная)

"Вы недостаточно прилежно работаете". "Вы постоянно жалуетесь".

 

ОСКОРБИТЕЛЬНЫЕ ПРОЗВИЩА

"Такое может сказать только идиот": "Ну ты просто дурак"; "Чего еще можно ожидать от бюрократа?"

 

СЛОВА-"ДОЛЖНИКИ"

"Вы должны вести себя более ответственно". "Вы должны смотреть на факты"; "Вы не должны так сердиться".

 

СОКРЫТИЕ ВАЖНОЙ ИНФОРМАЦИИ
(Реплика-ловушка)

"Вам этот проект придется по душе" - не сказав, что с ним связано.

 

ДОПРОС

"Сколько часов у вас ушло на это?"; "Во сколько это обошлось?"; "Почему ты так поздно?"; "Чем ты занимаешься?"

 

ПОХВАЛА С ПОДВОХОМ

"У вас так хорошо получаются отчеты, вы не напишите еще один?"

 

ДИАГНОЗ МОТИВОВ ПОВЕДЕНИЯ

"Вы одержимы собственническим инстинктом"; "У вас никогда не хватало инициативы".

 

НЕСВОЕВРЕМЕННЫЕ СОВЕТЫ
(Когда человек просто хочет быть выслушанным)

"Если бы ты навел порядок на своем письменном столе, у тебя не было бы причин для паники"; "Почему ты не сделал это вот так?";

 

УБЕЖДЕНИЕ ЛОГИКОЙ

"Нечего тут расстраиваться. Все это довольно логично".

 

ОТКАЗ ОТ ОБСУЖДЕНИЯ ВОПРОСА

"Нечего тут обсуждать. Я не вижу здесь проблемы".

 

СМЕНА ТЕМЫ

"Очень интересно... Я смотрел вчера смешной фильм..."

 

СОРЕВНОВАНИЕ

- Я попал на прошлой неделе в ужасную аварию...
- Это что, ты бы посмотрел на мою...

 

УСПОКОЕНИЕ ОТРИЦАНИЕМ

"Не нервничай", "Не волнуйся, все образуется"; "Все пройдет"; "Ты прекрасно выглядишь".

 

«Саботажники общения», подобные вышеприведенным, знакомы многим и легко убеждают нас, что основные требования, предъявляемые к нормальному человеческому общению, в данном случае не соблюдаются. Быть может, впечатление, полученное от подобных замечаний, было вовсе не преднамеренным. Быть может, более осторожный подбор слов произвел бы более позитивное впечатление; однако и это не очень поможет в том случае, если подлинная преграда к общению заключается в вашем общем отношении к данному человеку.

Если вы хотите, чтобы ваши отношения с людьми были хорошими, ваша манера общения должна передавать им, что вы:

- расцениваете их как равных и не собираетесь подчинять их своей воле;

- уважаете их право на личное мнение и не собираетесь всеми правдами или неправдами убедить их встать на вашу точку зрения;

- уважаете и цените их решения и не будете перечеркивать их;

- уважаете их ценности и опыт.

Проанализируйте свой стиль общения, когда вам кажется, что вы отрезаны или заблокированы. Какие ваши действия вызвали у других такую реакцию? Что они сделали, чтобы вызвать у вас эту реакцию? И помните, что никогда не поздно улучшить свои навыки общения.

 

По теме
Август 01, 2013
Анализ конфликта
Любой конфликт – это столкновение интересов. По количеству участников конфликты можно классифицировать на: -внутриличностные (столкновение противоречащих друг другу убеждений, интересов) - межличностные (между двумя людьми) - групповые (между неформальными малыми группами) - конфликты в организациях - межгрупповые конфликты между большими социальными группами: политические, военные, культурные. Структура конфликта Любой конфликт не может обойтись без нескольких составляющих. Конфликтующие стороны. Как минимум, их две в любом конфликте. Также бывают и многосторонние конфликты. Кроме сторон, в столкновении могут быть замешаны и другие участники: сочувствующие, провокаторы, примирители, ...
Август 01, 2013
Внутриличностный конфликт
Внутриличностный конфликт – это состояние, в котором у человека есть противоречивые и взаимоисключающие мотивы, ценности и цели, с которыми он в данный момент не может справиться, не может выработать приоритеты поведения. Изучение внутриличностного конфликта началось в конце XIX века и было связано в первую очередь с именем основателя психоанализа - Зигмунда Фрейда. Он показал, что человеческое существование связано с постоянным напряжением и преодолением противоречия между биологическими влечениями и желаниями (прежде всего сексуальными) и социально-культурными нормами, между бессознательным и сознанием. В этом противоречии и постоянном противоборстве, по Фрейду, сущность внутриличностного ...
Август 01, 2013
Конфликтология
Конфликты – столкновения интересов – существовуют столько, сколько существует человечество. Но как наука конфликтология возникла только в 20 веке. Ее цель – прежде всего решение любых практических вопросов, связанных с разрешением конфликтов: как вести себя с конфликтными личностями? Как выйти из конфликта? Как бороться с манипуляторами? Также конфликтология занимается и теоретическими проблемами, связанными со структурой и разновидностями любых конфликтов – от столкновений между крупными группами до внутренних конфликтов, присущих каждому из нас.  
Август 01, 2013
Конфликтные личности
Есть люди, общение с которыми чревато конфликтами для большинства тех, кому довелось с ними столкнуться. Но в то же время существуют разнообразные способы преодоления проблем, возникающих в общении с такими людьми. Наиболее явными из «трудных людей» являются грубые, резкие, открыто агрессивные люди. Для выбора адекватного способа обращения с ними важно понимать причины их поведения. Грубиян-«танк» идет напролом, не обращая внимания на то, что попадается по пути. Он часто не слышит, что вы говорите. Лучшее, что можно сделать – это уклониться от встречи с ним. Если это невозможно, то надо подготовиться к этой встрече, и прежде всего эмоционально. Важно заранее ...