Статьи » Конфликтология
Что затрудняет общение
Август 01, 2013
Что затрудняет общение

Доводилось ли вам когда-либо в ходе вашего рассказа о какой-то проблеме быть прерванным подобным замечанием: "По-вашему, это плохо? Вот я вам расскажу сейчас о случае со мной, когда..."? После чего вмешавшийся переводит разговор на себя, оставляя вас невыслушанным и забытым.

Нет ничего легче, чем закрыть или охладить разговор. Сознательно или бессознательно мы делаем это постоянно.

Существуют так называемые «саботажники общения», которые подрывают нашу коммуникацию с другими. Какими из них вы активно пользуетесь?

Саботажник
общения

Пример

Кто делает это?
Вы  /  Другие

УГРОЗЫ
(Вызывают страх, подчинение, обиду, враждебность)

"Если вы не можете вовремя приходить на работу, нам придется подумать о возможности вашего увольнения"; "Делайте, как сказано, или..."

 

ПРИКАЗЫ
(Когда мы прибегаем к власти над другими)

"Срочно зайдите ко мне в кабинет"; "Не спрашивайте почему, делайте так, как вам сказано".

 

КРИТИКА
(Негативная)

"Вы недостаточно прилежно работаете". "Вы постоянно жалуетесь".

 

ОСКОРБИТЕЛЬНЫЕ ПРОЗВИЩА

"Такое может сказать только идиот": "Ну ты просто дурак"; "Чего еще можно ожидать от бюрократа?"

 

СЛОВА-"ДОЛЖНИКИ"

"Вы должны вести себя более ответственно". "Вы должны смотреть на факты"; "Вы не должны так сердиться".

 

СОКРЫТИЕ ВАЖНОЙ ИНФОРМАЦИИ
(Реплика-ловушка)

"Вам этот проект придется по душе" - не сказав, что с ним связано.

 

ДОПРОС

"Сколько часов у вас ушло на это?"; "Во сколько это обошлось?"; "Почему ты так поздно?"; "Чем ты занимаешься?"

 

ПОХВАЛА С ПОДВОХОМ

"У вас так хорошо получаются отчеты, вы не напишите еще один?"

 

ДИАГНОЗ МОТИВОВ ПОВЕДЕНИЯ

"Вы одержимы собственническим инстинктом"; "У вас никогда не хватало инициативы".

 

НЕСВОЕВРЕМЕННЫЕ СОВЕТЫ
(Когда человек просто хочет быть выслушанным)

"Если бы ты навел порядок на своем письменном столе, у тебя не было бы причин для паники"; "Почему ты не сделал это вот так?";

 

УБЕЖДЕНИЕ ЛОГИКОЙ

"Нечего тут расстраиваться. Все это довольно логично".

 

ОТКАЗ ОТ ОБСУЖДЕНИЯ ВОПРОСА

"Нечего тут обсуждать. Я не вижу здесь проблемы".

 

СМЕНА ТЕМЫ

"Очень интересно... Я смотрел вчера смешной фильм..."

 

СОРЕВНОВАНИЕ

- Я попал на прошлой неделе в ужасную аварию...
- Это что, ты бы посмотрел на мою...

 

УСПОКОЕНИЕ ОТРИЦАНИЕМ

"Не нервничай", "Не волнуйся, все образуется"; "Все пройдет"; "Ты прекрасно выглядишь".

 

«Саботажники общения», подобные вышеприведенным, знакомы многим и легко убеждают нас, что основные требования, предъявляемые к нормальному человеческому общению, в данном случае не соблюдаются. Быть может, впечатление, полученное от подобных замечаний, было вовсе не преднамеренным. Быть может, более осторожный подбор слов произвел бы более позитивное впечатление; однако и это не очень поможет в том случае, если подлинная преграда к общению заключается в вашем общем отношении к данному человеку.

Если вы хотите, чтобы ваши отношения с людьми были хорошими, ваша манера общения должна передавать им, что вы:

- расцениваете их как равных и не собираетесь подчинять их своей воле;

- уважаете их право на личное мнение и не собираетесь всеми правдами или неправдами убедить их встать на вашу точку зрения;

- уважаете и цените их решения и не будете перечеркивать их;

- уважаете их ценности и опыт.

Проанализируйте свой стиль общения, когда вам кажется, что вы отрезаны или заблокированы. Какие ваши действия вызвали у других такую реакцию? Что они сделали, чтобы вызвать у вас эту реакцию? И помните, что никогда не поздно улучшить свои навыки общения.

 

По теме
Август 01, 2013
Внутриличностный конфликт
Внутриличностный конфликт – это состояние, в котором у человека есть противоречивые и взаимоисключающие мотивы, ценности и цели, с которыми он в данный момент не может справиться, не может выработать приоритеты поведения. Изучение внутриличностного конфликта началось в конце XIX века и было связано в первую очередь с именем основателя психоанализа - Зигмунда Фрейда. Он показал, что человеческое существование связано с постоянным напряжением и преодолением противоречия между биологическими влечениями и желаниями (прежде всего сексуальными) и социально-культурными нормами, между бессознательным и сознанием. В этом противоречии и постоянном противоборстве, по Фрейду, сущность внутриличностного ...
Август 01, 2013
Как выйти из конфликта
Рано или поздно, конфликт завершается. Существует несколько способов, позволяющих выйти из состояния конфликта. Насилие За примерами далеко ходить не надо. Насилие при разрешении конфликтов приводит к дракам, а на уровне больших социальных групп – к войнам и вооруженным конфликтам. Принцип «Сильный всегда прав» в цивилизованном варианте трансформируется в правило «Начальник всегда прав». Единственное преимущество применения силы – возможность быстро завершить конфликт. Однако стратегически такое решение всегда малоэффективно. Насилие, как известно, порождает насилие. То есть, подавленная сторона окажется, мягко говоря, неудовлетворенна таким решением конфликта. ...
Август 01, 2013
Конфликты в организациях
Обычно конфликт воспринимается как сбой в работе организации. С одной стороны он действительно нарушает нормальную деятельность. Но с другой стороны именно наличие конфликтов свидетельствует о том, что организация развивается, а не стоит на месте, медленно загнивая и разваливаясь. По составу конфликты в организациях можно разделить на 3 группы: - конфликт личность – личность - конфликт группа – группа - конфликт группа – личность Но для анализа конфликта удобнее их классифицировать по источникам. Структурные конфликты Конфликты между подразделениями, в которых нарушаются интересы одного из них. Таким может быть, например, конфликт между бухгалтерией и  рекламным отделом. Инновационные ...
Август 01, 2013
Манипуляции на переговорах
Умение выработать в себе иммунитет против чужих влияний – важная составляющая успешных переговоров. Давление может быть как в открытой, так и в скрытой форме. В последнем случае это – чистой воды манипуляция. К таким приемам относятся, например, ссылка на авторитет, выдергивание из контекста отдельных фраз, искажающих смысл, шутки-высмеивания, лесть. Вот список типичных манипуляций, основанных на «правилах приличия»: - Патетическая просьба «войти в положение». Ожидаемая реакция – вызвать благосклонность и великодушие. Способ противодействия: не брать на себя обязательств. - Создается видимость того, что позиция оппонента слишком сложна для понимания. Ожидаемая ...