Статьи » История медицины
Первые больницы и лечебные учреждения в Европе
Сентябрь 10, 2013

Появление первых больниц, как и развитие больничного дела в средневековой Европе, связано с монастырями. Обители возникли вследствие трудностей жизни египетских монахов-пустынников. Их родоначальник Антоний Великий (250 – 355 годы) в приступе религиозного фанатизма раздал все свое имущество и поселился в гробнице, а потом долго жил в пещере среди развалин, на берегу Нила. Пробыв около 20 лет в уединении, ушел еще дальше, обосновавшись на берегу Красного моря. Вокруг жилища отшельника постоянно толпились многочисленные подражатели.

После смерти учителя новоявленные пустынники назвали себя анахоретами и сначала бродили в одиночестве. Тяготы жизни вынудили странников объединиться. Так в 320 году появился первый монастырь, называемый тогда киновией (от греч. kinovios – «общая жизнь»). Вскоре подобные заведения появились в Палестине, Сирии и других провинциях империи. Вдали от мирской суеты монахи смогли наладить образцовый быт, на досуге занимаясь делами духовными: читали, переписывали и переводили древние рукописи. В трудные для государства годы, во время войн, эпидемий, монастыри оставались оазисами мира и спокойствия. В Средние века европейские монастыри являлись крупными землевладельцами и походили на цитадели. Они способствовали распространению грамотности, книжного дела. В России крупные мужские монастыри назывались лаврами.

Если в первые годы существования монастыри предоставляли кров и пищу редким странникам, но постепенно больных и калек стали принимать в специальных помещениях. Гостевые кельи исподволь преобразовались в приюты, прообразы будущих больниц. В Палестине они получили название ксенодохии (от греч. xenos – «гость», dochio – «сосуд»). Статус монастырских приютов утвердил известный церковный деятель, епископ Василий Кесарийский. Составленный им «Устав киновитских общин» распространялся на все европейские страны, в том числе и на Киевскую Русь. 

Отец Василий основал первую христианскую больницу, построенную в Кесарии в 370 году. Возведенная по типу небольшого города лечебница «Basilea» принимала 20 – 30 пациентов, причем больные расселялись по домикам в соответствии с типом заболевания. На территории кесарийской больницы находилась первая в Европе колония прокаженных. Примерно в то же время действовала крупная лечебница в Севастии, на западных землях Армении. Служители больницы не отказывали в помощи всем нуждающимся, принимая бродяг, городских нищих, иностранцев, калек и умирающих старцев.  

Наиболее организованный лечебный комплекс работал в Константинополе, на территории монастыря Пантократора. Больница была учреждена в XII веке по желанию императора Иоанна II Комнина. Пациенты располагались в 5 отделениях, рассчитанных на 10 мест каждое.

Многочисленный штат позволял обеспечить круглосуточный уход за роженицами, лежачими больными и принимать приходящих. Специалистов готовили на месте, обучая персонал в монастырской школе. Каждое стационарное отделение обслуживали два врача-хирурга и несколько помощников, работавших в две смены. Медики состояли на государственной службе, получая жалованье деньгами или продуктами. Кроме того, они имели льготы в виде бесплатного жилья и лошадей. Однако частное врачевание им запрещалось.

В Западной Европе монастырские лечебницы, подобные палестинским, назывались «Божьи дома» и были открыты в Риме (420 год), Лионе (542 год), Париже (641 год); затем появились в Германии, Англии, Нидерландах. Как правило, больницы устраивались на пути следования паломников в Иерусалим. Лечение здесь непременно сопровождалось исповедью, молитвами и постом, то есть здоровье телесное обреталось одновременно со спасением души. Вместе с тем монахи не отказывались от применения лекарственных средств, таким образом накапливая определенный опыт врачевания.

Помимо больниц монашеских, в Средневековье существовала другая форма клинического обслуживания, так называемые орденские госпитали. Духовно-рыцарские и монашеские ордена получили распространение в начале XI века. Их создавали для упрочения положения владений крестоносцев в Палестине. Первым из таких организаций стал орден госпитальеров (иоаннитов).

Его основателем считается провансальский рыцарь Герард. Орден сформировался на основе странноприимного дома – госпиталя (от лат. hospitalis – «гостеприимный») в Иерусалиме. Вначале рыцари ордена занимались тем, что давали приют, пищу и уход заболевшим или раненым странникам, приезжавшим из Европы поклониться Гробу Господню. Второй госпиталь возник по инициативе французского короля Карла Великого, получив наименование в честь святой Марии Латинской и девиз – «поддерживать всех христиан, говорящих по-романски». В том же столетии госпитальеры построили странноприимные дома в городах, откуда чаще всего выходили паломники: в Мессине, в итальянском городе Барии, Марселе. В Константинополе начал действовать госпиталь Святого Симеона. Прибежища странников строились недалеко от гаваней, на перекрестках дорог, на центральных городских площадях. По идее Герарда, оказывая путникам необходимую помощь в «…слабости, болезнях и невежестве», монахи избавляли Палестину от скопления людей, что являлось профилактикой эпидемий.

Госпитали утратили патриотический характер в 1070 – 1080 годах, когда итальянский торговец Панталеоне Мауро организовал в Антиохии и Иерусалиме приюты для своих соотечественников.

После завоевания города крестоносцами этот дом присоединился к госпиталю Герарда, образовав огромный больничный комплекс. В конце XII века госпиталь обслуживал одновременно более 1500 больных; в нем имелось отделение для рожениц, приют для сирот. Благотворители поставляли в Иерусалимский дом одеяла, ткани, перевязочный материал, плащи, продукты.

С переходом резиденции ордена иоаннитов на Мальту, в 1573 году большой странноприимный дом начал действовать в Ла-Валлетте. Братья ежегодно принимали около 4000 человек, оказывая помощь нищим, душевнобольным и калекам. Мальтийские медики считались пионерами в психиатрии, в анатомии и в разработке способов изоляции инфекционных больных. По традиции пациенты госпитальеров получали отменную пищу, питаясь намного лучше, чем сами братья. Кто-либо из обслуживающего персонала мог получить сытную еду только в случае болезни.

По теме
Сентябрь 08, 2013
Долина нижнего течения Нила в древности была центром знаменитой египетской цивилизации. Первые поселения появились там на рубеже VI и V тысячелетий до н. э. К этому же времени относится формирование специфичного религиозного культа, одной из главных богинь которого считается Есит (греч. Исида). Создательница лечебной магии, покровительница детей, она воплощала материнство и одухотворенную природу. Лекарственные средства, получившие имя этой богини, упоминаются в трудах древнеримского врача Галена. Сын Есит, бог Гор, также имел отношение к врачеванию, получив медицинские знания от матери. Он изображался в образе человека с головой сокола. Усири (греч. Осирис), супруг и брат Есит, потомок бога ...
Сентябрь 09, 2013
В настоящее время понятие «медицина» объединяет в себе науку и практическую деятельность по предупреждению и лечению болезней. Однако на заре человеческой истории медики занимались только лечением, не имея понятия о профилактике. Как явление биологическое, болезни развивались на почве живого организма, в неразрывной связи с окружающей средой. Самыми ранними формами жизни считаются бактерии, которые вызывали болезни животных еще в палеозойскую эру (570 – 230 миллионов лет назад). В то же время болезнь – явление социальное, возникающее в связи с конкретными условиями жизни человека и его местом в обществе. Первобытные целители основывали свою деятельность на предположении ...
Сентябрь 07, 2013
Древнеримский врач Асклепиад (128 – 56 годы до н. э.) был убежден, что человек, имеющий глубокие познания в медицине не имеет права болеть. Доказательством этого утверждения послужила судьба самого Асклепиада, действительно никогда не болевшего и погибшего глубоким старцем в результате несчастного случая. Рациональное и оптимистичное, его учение оказало большое влияние на развитие римской медицины. Согласно взглядам мудрого эскулапа, болезнь появляется после «застоя частиц в порах и каналах тела и расстройства движения соков и пневмы». Немалое значение якобы имеют правильное потоотделение и столь же систематичное дыхание кожных покровов. «Приятная» терапия Асклепиада ...
Сентябрь 10, 2013
Древние хирурги пытались облегчить страдания своих пациентов при помощи растений наркотического действия. Особенно эффективно обезболивать умели индейцы Америки, вводившие человека в долгий сон посредством настоек из кактуса. В древности обезболивание применяли в Египте, Китае, Индии. Большинство медиков Средневековья спокойно переносили вопли больного, порой погибавшего от болевого шока во время ампутаций или вскрытий брюшной полости. Время от времени алхимики изобретали малодейственные, но все же применяемые анестетики. Таким образом, эксперименты с обезболивающими препаратами до середины XIX столетия носили случайный характер, не оказывая особого влияния на методы клинической медицины. Известный ...